А. П. Чехов. Крыжовник: краткое содержание и анализ

А. П. Чехов. Крыжовник: краткое содержание и анализ сад и огород
крыжовник действующие лица и их портреты
Содержание
  1. Краткое содержание и анализ рассказа А. П. Чехова «Крыжовник»
  2. Время и место
  3. О чем произведение? Очень кратко
  4. Краткое содержание
  5. История создания
  6. Герои произведения и их краткая характеристика
  7. Иван Иваныч Чимша-Гималайский — рассказчик, который повествует о жизни брата Николая и выражает авторские идеи.
  8. Биркин — профессор гимназии, друг Ивана Ивановича. Рассказы о мещанстве, поставленном на место для приобретения недвижимости, не произвели на него впечатления. В гостиной с золочеными портретами и ковром Биркин не был готов принять идеи Ивана Ивановича.
  9. Жанр и литературное направление
  10. Тема
  11. Идея
  12. Проблематика
  13. Счастья не существует, да и не должно существовать. Если жизнь имеет смысл и цель, то этот смысл и цель заключаются не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом», — говорил Иван Иваныч. Об этом и о самом Чехове.
  14. Отличавшийся в юности добротой и мягкостью, главный герой испортился в погоне за своими философскими мечтами. Он стал гордым, самодовольным, остался поверхностным и глупым, потерял доброту и стал безропотным. Если бы Николас ставил перед собой высокие цели, его характер был бы более совершенным.
  15. Цель оправдывает средства. Этот вопрос люди задают себе, когда сталкиваются с трудным выбором в жизни. Каждый понимает, что даже самые красивые и благородные цели не оправдывают недостойных средств для их достижения. Так ли поступил Николай Иванович, хотя бы на мгновение, когда забрал у жены все деньги и отвез ее к гробу? И все это ради красивой мечты — недвижимости, вкусного супа на зеленой лужайке, пруда с рыбками и т.д.
  16. Композиция
  17. Репортаж — рассказ об успехах двух друзей, Буркина и Ивана Ивановича.
  18. Экспозиция — рассказы об отце братьев, их детстве и жизни Николая до покупки имения.
  19. Отзывы критиков
  20. Экранизация

Краткое содержание и анализ рассказа А. П. Чехова «Крыжовник»

Рассказ Чехова «Франк» входит в «маленькую трилогию» («Случайный человек», «Крыжовник» и «Любовь»). В ней речь идет о человеке, целью жизни которого стало приобретение кустарного имения крыжовника . Смысл жизни, счастье, эгоизм — такие вопросы ставит Чехов в «Крыжовнике». В «Крыжовнике» Чехов продолжает, развивает тему ограниченного «случая».

ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРОЕКТЕ: Чехов — один из важнейших писателей проекта.
Прочитать оригинал: 20 минут (12 страниц).
На чтение рецензии: 11 минут.

ТИТУЛ: ‘Когда дело есть дело’:‘Откровенная форма’.
Автор: а:
Год написания:1898
Чехов: год написания:
Вид:Исторический.
Режиссура:Реализм
Изучается в 8, 9 и 10 классах§ Другие произведения автора
Критика:

А. П. Чехов. Крыжовник: краткое содержание и анализ

История помогает учащимся 8, 9 или 10 классов в подготовке к урокам литературы.

Краткое содержание и анализ Исторический период — вторая половина XIX века, место действия — Российская империя, Софьинский комплекс в центральной полосе России.

Время и место

Конец XIX века в России характеризуется активностью общественно-политической мысли и самыми разными политическими течениями. А.П. Чехов не политик, но история затрагивает философские и нравственные вопросы жизни человека, потому что его интересует состояние людей и нравственное состояние общества.

Служащий Николай Иванович озабочен своей мечтой купить и посадить усадьбу

О чем произведение? Очень кратко

. Чтобы достичь заветной цели, ему приходится отказывать себе во всем и долго копить деньги. Так продолжается до тех пор, пока он не встречает пожилую вдову с деньгами. ней крыжовник Николаос женился, взял деньги жены и положил их на свой счет. Он заставил жену поститься, и на третий год она умерла. Оставшись вдовой, Николаос осуществил свою мечту — купил участок и засадил его!

И стал жить как землевладелец. Он возгордился, стал называть себя благородным, говорил правду по-министерски, был абсолютно счастлив и не мог надивиться урожаю! крыжовник До этого момента она вела бесполезную жизнь, посвящала ее мелким, эгоистичным целям и никому не приносила пользы. Он достиг своих жизненных идеалов — фермы и варенья. крыжовника .

Николаос стал эгоистом и сам стал эгоистом — свидетельство деградации личности. из крыжовника Ветеринар Иван Иванович и гимназистка Биркин шли по полям, устав от долгого пути. Однако вид вокруг был настолько хорош, что путешественники восхищались их природным нравом; Биркин напомнил Ивану Ивановичу о его обещании рассказать конструктивную историю. Однако начался дождь, и друзья поспешили в Софьино, имение помещика Алина, которое находилось в нескольких минутах ходьбы.

Краткое содержание

Читайте также: ‘Человеческая судьба’

Мокрые и грязные, они нашли Алёхина, чья ветровка топорщилась у входа в мельничный сарай; коренастый, высокий помещик лет сорока с длинными волосами, он был похож на профессора или художника. Он обрадовался приходу своей знакомой и проводил ее до дома. Там гостя ждала Пелагия, молодая горничная, настолько красивая, что мужчина не мог не обратить на нее внимания. — краткое содержание и анализ

Алёхин был поглощён работой по дому, не мылся и не брился, был одет в давно поношенную рубаху с верёвочным поясом и трусы вместо штанов. Когда он и его гости отмокали в ванне, вода рядом с ним становилась сначала коричневой, а потом чернильного цвета.

В приемной на втором этаже Пелагея подавала чай с вареньем, а Иван Иванич рассказывал истории о своем брате.

Их отец, Чимша Гимарайский, сын нацгвардейца, или простого солдата, дослужился до офицера и оставил сыновьям потомственное дворянство и небольшое состояние, которое вскоре было отсужено. Иван Иванович продолжил изучать ветеринарию, а Николаос стал мелким клерком в Министерстве финансов.

В резиденции премьер-министра брат ностальгировал по сельской жизни и вспоминал дни своего детства, проведенные с крестьянскими мальчишками в деревне. Николай мечтал иметь свое хозяйство, есть вкусный суп на зеленой траве, спать под солнцем, сидеть на скамейке за воротами и смотреть на лес и поля.

Иван Иванович не разделял стремления брата отгородиться от мира в своей усадьбе. По его мнению, расхожее выражение о том, что человеку нужно всего три земли, на самом деле неверно: «ведь не человеку нужно три, а трупу». Иван Иванович резко осуждал стремление современной интеллигенции жить в поместьях. Живя на такой земле, он видел те же три аршина земли, где люди эгоистично прячутся от шума и борьбы.

Человеку не нужны три акра земли или поместье. Ему нужна вся земля, вся природа. Именно на этом просторе человек может проявить все качества и свойства свободного духа».

Все интересы Николау были сосредоточены на особняке, он читал книги по сельскому хозяйству и откладывал деньги из своего скудного жалованья на мечту — особняк с баром, садом, озером и необходимой недвижимостью — кустами.

Его брат Иван Иванович долгое время недоедал и экономил каждую копейку. Когда его перевели в другую губернию, он встретил старую, некрасивую вдову, женился на ней ради денег и пошел на все. Он запер жену в черном кузове, она голодала и умерла от такой жизни на третьем году их брака. Николай Иванович и не подозревал, что он виновен в смерти этой женщины. крыжовника .

Наконец, наш герой приблизился к своей цели. Он долго искал имение, но выбор был не тот, о котором он мечтал. Здесь не было ни садов, ни озер.

. Была только одна речка, загрязненная стоками с кирпично-костяного завода. Николай не переживал, купил 20 кустов. и крыжовника Посадил их и жил как барин. крыжовника Не так давно Иван Иванович гостил у брата в имении под названием Гималаи. Везде были канавы и заборы, и подъехать к ним было невозможно. Сначала он увидел толстую собаку, похожую на свинью, потом петуха, тоже похожего на свинью, и наконец брата, толстого, дряблого и «вот-вот зарычит».

Николай Иваныч с гордостью показывал брату свои владения, но Иван Иваныч с грустью понимал, что его брат, когда-то добрый и кроткий бедный дьячок, стал настоящим помещиком — барином. Он много ел, толстел, судился с обществом и мельницами и требовал, чтобы крестьяне называли его «ваше высочество».

Николай совершал большие добрые дела. В частности, он вылечил все недуги крестьян содой и касторовым маслом, а после Дня благодарения, когда праздновались его именины, подарил им полведра водки, считая это правильным поступком. … Раньше он боялся высказать свое мнение в хранилище, а теперь говорил правду тоном непререкаемого авторитета.

Николай Иваныч утверждал, что хорошо знает народ и понимает, что для него хорошо и что плохо. По двадцать раз на дню он говорил о своей доброте, забывая, что его дед был мужиком, а отец — солдатом.

‘Подъем жизни, сытость и праздность вырабатывают в русских чрезвычайно высокомерную заносчивость’.

Вечером, когда кухарка принесла на стол тарелку с едой,

— Николай с жадностью ел эти кислые, твердые ягоды, повторяя, как они вкусны. Иван Иванович смотрел на этого совершенно счастливого человека, достигшего своей долгожданной цели, с тяжелым чувством, граничащим с отчаянием. Затем, услышав, что Николай проснулся среди ночи, он встал и подошел к своей тарелке, крыжовника Иван Иваныч удивлялся, как много на свете таких довольных и счастливых людей. В жизни было много страшных вещей. Опьянение. Только молчаливая статистика свидетельствует обо всех этих злодеяниях. Он подумал, что в этой серии есть явный смысл. Счастливые люди счастливы потому, что несчастные молчат о своих несчастьях, а без этого молчания невозможно чувствовать себя счастливым. ел крыжовник по ягодке.

А. П. Чехов. Крыжовник: краткое содержание и анализ

За дверью каждого счастливого человека стоит постоянное напоминание о том, что нужно стоять у молотка и постоянно бить, что на свете есть несчастные люди. — Болезнь, нищета, потери, и никто его не видит, не слышит, потому что он не видит и не слышит других».

Иван Иваныч вдруг понял, что он тоже доволен и счастлив, и стал учить людей, как им следует управлять и во что верить. Он понимал необходимость образования и свободы людей, но сказал, что нужно подождать. Теперь он спросил: «Во имя чего мы должны ждать». Теперь она убеждена, что не стоит ждать, когда люди страдают.

С тех пор как Иван Иванович покинул своих братьев, он возненавидел благополучие города. Его угнетает тишина и неподвижность городских улиц, а самое мучительное зрелище для него — счастливая семья, сосредоточенная за столом. Герой сетует на то, что он слишком стар, чтобы воевать, а по ночам его одолевают мысли, и он не может уснуть.

Заканчивая рассказ, Иван Иванович говорит: «Хотел бы я быть моложе!» и проходит через гостиную со словами «Я хотел бы быть моложе». Затем он обращается к Алине с призывом не успокаиваться на достигнутом и призывает ее не скучать, делая добро.

Счастья нет и не должно быть. Если у жизни есть смысл и цель, то этот смысл и цель не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Мы творим добро!»

История Ивана Ивановича не заинтересовала слушателей. Они хотели услышать об элегантной женщине в этой красивой гостиной, а не о бедном работнике своей мечты

. Алине очень хотелось спать, когда она проснулась в третьем часу ночи, чтобы сделать домашнее задание. Потом все наконец разошлись и пожелали друг другу спокойной ночи. о крыжовнике Рассказ был написан Чеховым в усадьбе Меликово в июле 1898 года и напечатан в «Русской мысли» в августе.

История создания

Возможно, эта история была навеяна рассказом адвоката А. Кони, который он рассказал Л. Н. Толстому от имени чиновников в Петербурге. Умышленно, когда шили мундиры, не было ни танцев, ни приема. Переделки пришлось убрать, а когда осенью мундиры вернули, оказалось, что золотое шитье потускнело от нафталина; прошло полгода, и чиновник умер. Мундир был надет на покойного.

У Чехова вместо мундира снится козлиное имение.

В романе «Франкфолд» читатели встречаются с теми же героями, что и в рассказе «Человек в чемодане».

Герои произведения и их краткая характеристика

Главные герои — это.

Иван Иваныч Чимша-Гималайский — рассказчик, который повествует о жизни брата Николая и выражает авторские идеи.

Герой, в отличие от своих братьев, «пошел по академической части» и выучился на ветеринара. Иван Иванович обладает чутким сознанием, его интересуют серьезные вопросы. Смысл жизни, предназначение человека, есть ли у него право на счастье. Уход от мирских дел в недвижимость и прочие «дела» он называет своеобразным монашеством, но за исключением достижений, а по сути эгоизмом и лентяйством.

Иван Иваныч всерьез обеспокоен жизнью своих братьев, цели которых ничтожны. Герой убежден, что человек не имеет права быть счастливым и радостным, когда вокруг так много несчастных людей. Однажды счастливый человек обязательно победит свое несчастье, и никто ему не поможет, потому что его не тревожили чужие горести.

Ивану Иванычу тяжело смотреть на счастливые чайные семьи, потому что он помнит тихую человеческую боль. Он просит своего напарника нести в мир добро, пока есть молодость и сила. Нет такого счастья, считает герой, и не в этом смысл жизни. Есть нечто большее — люди живут.

Николай Иваныч Чимша Гималейский — младший брат Ивана Иваню. С юности он работал в Министерстве финансов. У него близкие взгляды на жизнь, и он увлечен городской мечтой о фермерских виллах. По своей природе Николаос был скромным и добрым, но в стремлении приобрести особняк человек изменился. Поэтому он женился по расчету, использовал женщин в своих целях и уничтожал их.

Когда мечта бедного чиновника сбылась, его жизнь полностью изменилась — он стал лучше. От сытости и довольства этот неглупый человек задумался. Он стал говорить об общих проблемах, почувствовал себя доминирующим над крестьянами, забыл о своем происхождении и постоянно подчеркивал свое аристократическое сословие.

По сути, мужчина глубоко несчастен, но не осознает этого. Охотясь за «крыжовником», он остался без семьи, детей и друзей. У него нет никого, с кем бы он поддерживал теплые и сердечные отношения. Николай добивается своей цели, но он никого не любит, он душевно требователен, он не может думать о ближнем, и реальная жизнь обгоняет его.

Образ Николая Иваню — это другой тип жизненного «события» — замкнутость и эгоистичное самодовольство в своем ограниченном мире.

Второстепенные персонажи

Биркин — профессор гимназии, друг Ивана Ивановича. Рассказы о мещанстве, поставленном на место для приобретения недвижимости, не произвели на него впечатления. В гостиной с золочеными портретами и ковром Биркин не был готов принять идеи Ивана Ивановича.

Павел Константинович Алёхин — сорокалетний помещик. Он улучшил экономику своих владений и работает наравне с крестьянами. Алёхин добр, но не имеет ни сил, ни желания углубляться в то, справедлив или умен Иван Иванович, так как проснулся до рассвета и сыт хозяйственными заботами.

Беркин и Алиин — хорошие люди, но у каждого из них свое «событие».

Пелагея — горничная Алёхина, удивительно красивая молодая женщина; Пелагея ловко поддерживает чистоту и порядок, делает всё быстро и тихо. Писатели отмечают ее деликатность.

Рассказ «Франкфурт» — это рассказ, потому что это малая, эпическая форма с небольшим количеством персонажей. В рассказах обычно есть сюжетная линия, но в «Крыжовнике», как и в других рассказах, составляющих «маленькую трилогию», две сюжетные линии — внешняя история и внутреннее повествование, так как используется прием «история истории». .

Жанр и литературное направление

Литературное направление повествования ‘Франк’ — реализм. События произведения происходят в конкретный исторический период, даны типичные характеры героев, исторически услышаны философские и социальные вопросы. Маленький рассказ «Крыжовник» содержит глубокие истины. Это особенность чеховских рассказов, которые в ограниченном объеме содержат большой смысл.

Как правило, этот вопрос звучит в названии проекта. Крыжовник» — название, содержащее иронию и говорящее об ограниченности героя.

Тема

. Ничто в жизни не интересовало его, он был равнодушен ко всем. Намеченная цель делала его по-своему счастливым, а жизнь за пределами поместья его не волновала. крыжовника Тема рассказа:

Удовлетворенность личным благополучием — равнодушие к несчастьям других.

Центральная идея повести заключена в словах Ивана Иваныча о «мужике с молотком», который каждый раз стучится в дверь, напоминая нам о том, что среди благополучия забыты некоторые несчастные.

Идея

Идея произведения:.

Когда человек совершает добрые дела и заботится о ближнем, его жизнь обретает смысл.

Вопросы, поставленные в рассказе «Ягода дождя», актуальны во все времена.

Проблематика

Существует ли счастье? Имеют ли люди право на него?

Счастья не существует, да и не должно существовать. Если жизнь имеет смысл и цель, то этот смысл и цель заключаются не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом», — говорил Иван Иваныч. Об этом и о самом Чехове.

Автор хотел сказать, что идеальное счастье невозможно в этом несовершенном мире. Все говорят о счастье и стремятся к нему, но оно хрупко в нашей жизни и посещает нас лишь на мгновение, как привет из лучшего мира. Поскольку наши представления о личном счастье несовершенны с точки зрения этого мира, главный герой утверждает, что смысл жизни заключается не в нашем счастье, а в «чем-то более разумном и великом», к чему люди должны стремиться. И путь этот лежит через сострадание и любовь к ближнему.

Бесполезные цели и деградация характера

Отличавшийся в юности добротой и мягкостью, главный герой испортился в погоне за своими философскими мечтами. Он стал гордым, самодовольным, остался поверхностным и глупым, потерял доброту и стал безропотным. Если бы Николас ставил перед собой высокие цели, его характер был бы более совершенным.

Средства достижения целей.

Цель оправдывает средства. Этот вопрос люди задают себе, когда сталкиваются с трудным выбором в жизни. Каждый понимает, что даже самые красивые и благородные цели не оправдывают недостойных средств для их достижения. Так ли поступил Николай Иванович, хотя бы на мгновение, когда забрал у жены все деньги и отвез ее к гробу? И все это ради красивой мечты — недвижимости, вкусного супа на зеленой лужайке, пруда с рыбками и т.д.

Аморальные поступки для достижения целей только усугубляют распад личности, а достигнутые цели не похожи на те, что в мечтах. Вместо привлекательного особняка с садом и озером Иван Иваныч увидел канаву, забор и грязную реку с промышленными стоками, а его брат был доволен, словно загипнотизированный.

Особенности композиции «Винограда» — «история внутри истории».

Композиция

Композиция всего проекта

Репортаж — рассказ об успехах двух друзей, Буркина и Ивана Ивановича.

  • Эта связь была напоминанием Буркина Ивану Ивановичу о том, что он хочет рассказать поучительную историю.
  • Развитие действия: непогода, захватившая путешественников, — прием гостей в Аликином доме — посещение ванной комнаты — ночь в уютной гостиной.
  • Кульминация — рассказ Ивана Ивановича о брате и его философские размышления.
  • Концовка — история слушателя и его реакция на переживания Ивана Иваныча.
  • Структура повествования Ивана Иваныча Чимши-Гималайского

Экспозиция — рассказы об отце братьев, их детстве и жизни Николая до покупки имения.

  • Сюжет — поездка Ивана Иваныча к братьям.
  • Развитие поведения — впечатление главного героя от самого имения, его толстые братья и сестры, его поведение и суровость его положения.
  • Кульминация — блюдо с собственной, впервые приготовленной едой, принесенное кухаркой в чайную комнату вечером.
  • Оно вызвало слезы Николая Ивановича и его крайнее волнение. крыжовника Здесь нет типичного решения. Это характерно для поздних рассказов Чехова. Будущее Николая Иваню Чимши Гималейского угадать нетрудно.

Большинство критиков и писателей относились к истории «Крыжовника» с особым уважением.

Отзывы критиков

Театральный критик В. И. Немирович-Данченко высоко оценил краски, общий тон, фон, язык истории и, прежде всего, хорошие идеи.

Великий литературовед Б. М. Эйхенбаум писал, что в «Крыжовнике» Чехов идет от диагноза к лечению; по словам Б. Эйхенбаума,

«Чехов никогда не сочинял — он слышал эти слова в своей жизни и радовался им, потому что был человеком с молотком».

Советский и российский литературовед Г. П. Бердников описал в драме «Крыжовник» простую и, казалось бы, невинную историю.

Но в «Франтах» Чехова страстные мечты чиновника захлестывают его, и в конце концов он лишается человеческого облика. крыжовник В 1967 году режиссеры Леонид Пучеркин, Всеволод Платов и Лидия Исинбаева сняли одноименный фильм по истории «Крыжовника».

Экранизация

В течение первых восьми минут зрители видят черно-белый фоторяд, сопровождаемый простым голосом рассказчика. Само действие начинается на девятой минуте.

Роли исполнили Александр Борисов, Николай Грыценко, Юрий Яковлев и Всеволод Платов.

В 2007 году американский режиссер Кристофер Коттон обратил внимание на чеховскую историю «Франк» и создал одноименный фильм.

Николай Иванович Чимша Гималейский.

Оцените статью